Чудесные свойства крахмала

Школа интеллекта

Тема занятия: Исследовательская  лаборатория «Чудесные свойства крахмала». (2 класс)

Название программы, в рамках которой  проводится занятие – курс внеурочной деятельности «Учусь создавать проект».

Цели:  развитие навыков  опытно - экспериментальной, исследовательской проектной деятельности.

Задачи:

     1. - Познакомить детей со свойствами крахмала: цвет,  запах,  вкус, окрашивание, растворимость /нерастворимость  в воде.

     2. –Развивать познавательный интерес к экспериментальной деятельности, навыки свободного общения со взрослыми, умение работать в группе. 

    3. –Воспитывать аккуратность, умение слушать, выполнять поставленную задачу.

I. - Здравствуйте.  Я рада новой встрече с вами в нашей исследовательской лаборатории, где мы стремимся узнать что-то новое и интересное. Думаю, что и сегодня  наше занятие будет  необычным и запоминающимся.

               С вами  непросто дети,

               Мы – исследователи.

               И узнаем всё на свете

               Досконально о предмете.

- Напоминаю, я (Юлия Александровна) старший сотрудник  лаборатории,

вы – лаборантами.  Нам предстоит провести эксперимент:

      « Важное дело эксперимент, в нём интересен каждый момент!»

 

II. – Хочу вас познакомить с медвежонком,  это еще один лаборант. Он любит загадывать загадки, но это не простые загадки, они – о химических веществах. Поэтому зовут его  –  Химиша. Вот и сегодня Химиша пришел к нам с очередной загадкой.

           Очень странный порошок:
           Он хрустящий, как снежок,
           Как мука, он белый-белый,
           Но не сахар, и не мел он.
           В кипяток попал, и вот
           Превратил в кисель компот.
           Ты, конечно, угадал:
           Этот порошок – … (крахмал)  

Опыт № 1 « Определение на ощупь  и  запах»

                 Возьмите  в руки два пакетика

-.Какого цвета вещества в этих пакетиках? (Белого) .

                Попробуйте помять их в руках.

- Кто определил, в каком пакетике крахмал? Докажите. (Пакетик с крахмалом хрустит, как снег)

- На что похож крахмал?  (На муку)

                Пакетик с крахмалом пересыпьте в пустой стаканчик

- Какое свойство вы заметили у данного вещества ? (Сыпучесть)

- Понюхайте  крахмал,  какой запах? ( Без запаха)

ВЫВОД: Крахмал - это вещество белого цвета, не имеет запаха, хрустит при нажатии, похож на муку.


III. - А вы знаете, ребята, что Химиша не случайно загадал загадку именно про крахмал. Дело в том, что к нему в гости собирается его приятель – обезьянка Чичи. Он любит  блюда , с содержанием крахмал. И Химиша просит нас с вами помочь составить меню для друга. Предлагаю сделать самый кисель.

           Опыт №2 « Поведение крахмала в  холодной воде»

       Возьмите стаканчик с водой, а другой стаканчик с крахмалом.

- Какого цвета вода? А крахмал?

       Добавьте воды в стакан с крахмалом. Размешайте.

Что вы видите? Каким цветом стала вода? Что она напоминает? (Молоко)

ВЫВОД: Крахмал окрашивает холодную воду в белый цвет. Легко размешивается в холодной воде, не собирается в комочки.

 

IV- Ну, что, получился у нас кисель? (Нет! ...Кисель густой, а у нас просто мутная белая  вода)

- Почему у нас не получился кисель, может что- то надо изменить?
             Опыт№ 3 «Крахмал + горячая вода = клейстер»
Дети, которые видели, как варят кисель, могут сами подсказать, что нужна горячая вода.  Преподаватель добавляет горячую воду к смеси крахмала и небольшого количества холодной воды, интенсивно размешивая смесь. (Вода кипятится в чайнике заранее, к этому моменту должна оставаться достаточно горячей.)

- Посмотрите, как изменилась наша «мутная водичка». Что с ней произошло?

(Она стала густая)

- Она стала прозрачной?  (Нет …Немножко прозрачная и немножко мутная… Не как вода)
А на крахмал похоже? (Нет,  совсем непохоже. Крахмал твердый, белый. То, что получилось, не твердое и не жидкое.  И небелое, а какое-то другое… мутное.)
ВЫВОД: Если крахмал залить горячей водой и быстро перемешать, то получится клейкая масса. Это свойство крахмала используют,  как загуститель (клейстер.)

 

V. – У вас на столах бутылочки с соком, с помощью трубочки попробуйте сделать глоток , назовите из каких ягод и фруктов ваш сок.

            Опыт№ 4 «Заваривание киселя».

    Я предлагаю вам добавить в клейстер сок и бутылочки.

- Что произошло с крахмалом? (он поменял цвет, он окрасился).

- Получился у нас кисел? (да)

               Понюхайте кисель

- Что вы заметили? (Есть запах сока, который добавили)

ВЫВОД: кисель приобрёл цвет и запах сока.

 - Хочу обратить внимание, что и вкус киселя изменился. Пробовать в нашей лаборатории не будем, а  вы дома можете попробовать провести этот эксперимент.

- Нашим киселем мы угостим наших гостей.

           4 стаканчика ставим на стол к обезьянке и мишке

 

VI – Помните,  что любит есть обезьянка? ( продукты с крахмалом)

     – Чтобы накормить наш обезьянку: надо поискать крахмал в других продуктах. А  поможет нам….

                              Он стоит на полке в склянке,

                              Лечит ссадины и ранки.

                              Только очень сильно жжёт!

                              Догадались? – Это…..  

        Опыт№ 5 «Поиск крахмалосодержащих продуктов ».

    Взяли пипетки и капнули на картофель.

 - Что изменилось? (Цвет стал синим)

-  Как  вы думаете, что это могло означать? (есть крахмал)

- Давайте проверим, в каких продуктах есть крахмал.  Результат вносим в лист наблюдений.

                 Описание: https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2019/8/67416_e28e1a51077256ac7058a967a38de1d5.jpg.jpg

 

- Давайте посмотрим в ваши листы наблюдений. В каких продуктах содержится крахмал и чем можно накормить нашего гостья.

ВЫВОД:  крахмал есть в картофеле, бананах, рисе, хлебе, овсянке, крахмал;  нет – огурец, яблокр, капуста, лук

 

VII. – За каким веществом мы сегодня наблюдали в нашей исследовательской лаборатории. ( вещество крахмал)

       - Что вы о нем узнали? ( белого цвета, хрустит, сыпучий, растворяется в воде, используют для приготовления киселя, клейстера)

      -  Где прячется крахмал?  ( в растительных продуктах)

      -  С помощью какого вещества можно обнаружить крахмал? (йод)

      -  Ваша задача  узнать: где и с какой целью применяется крахмал.

     -  Молодцы, ребята! Наша исследовательская работа  закончена.  Спасибо за работу, сегодня вы были настоящими учеными.