Тема занятия: Исследовательская лаборатория «Чудесные свойства крахмала». (2 класс)
Название программы, в рамках которой проводится занятие – курс внеурочной деятельности «Учусь создавать проект».
Цели: развитие навыков опытно - экспериментальной, исследовательской проектной деятельности.
Задачи:
1. - Познакомить детей со свойствами крахмала: цвет, запах, вкус, окрашивание, растворимость /нерастворимость в воде.
2. –Развивать познавательный интерес к экспериментальной деятельности, навыки свободного общения со взрослыми, умение работать в группе.
3. –Воспитывать аккуратность, умение слушать, выполнять поставленную задачу.
I. - Здравствуйте. Я рада новой встрече с вами в нашей исследовательской лаборатории, где мы стремимся узнать что-то новое и интересное. Думаю, что и сегодня наше занятие будет необычным и запоминающимся.
С вами непросто дети,
Мы – исследователи.
И узнаем всё на свете
Досконально о предмете.
- Напоминаю, я (Юлия Александровна) старший сотрудник лаборатории,
вы – лаборантами. Нам предстоит провести эксперимент:
« Важное дело эксперимент, в нём интересен каждый момент!»
II. – Хочу вас познакомить с медвежонком, это еще один лаборант. Он любит загадывать загадки, но это не простые загадки, они – о химических веществах. Поэтому зовут его – Химиша. Вот и сегодня Химиша пришел к нам с очередной загадкой.
Очень странный порошок:
Он хрустящий, как снежок,
Как мука, он белый-белый,
Но не сахар, и не мел он.
В кипяток попал, и вот
Превратил в кисель компот.
Ты, конечно, угадал:
Этот порошок – … (крахмал)
Опыт № 1 « Определение на ощупь и запах»
Возьмите в руки два пакетика
-.Какого цвета вещества в этих пакетиках? (Белого) .
Попробуйте помять их в руках.
- Кто определил, в каком пакетике крахмал? Докажите. (Пакетик с крахмалом хрустит, как снег)
- На что похож крахмал? (На муку)
Пакетик с крахмалом пересыпьте в пустой стаканчик
- Какое свойство вы заметили у данного вещества ? (Сыпучесть)
- Понюхайте крахмал, какой запах? ( Без запаха)
ВЫВОД: Крахмал - это вещество белого цвета, не имеет запаха, хрустит при нажатии, похож на муку.
III. - А вы знаете, ребята, что Химиша не случайно загадал загадку именно про крахмал. Дело в том, что к нему в гости собирается его приятель – обезьянка Чичи. Он любит блюда , с содержанием крахмал. И Химиша просит нас с вами помочь составить меню для друга. Предлагаю сделать самый кисель.
Опыт №2 « Поведение крахмала в холодной воде»
Возьмите стаканчик с водой, а другой стаканчик с крахмалом.
- Какого цвета вода? А крахмал?
Добавьте воды в стакан с крахмалом. Размешайте.
Что вы видите? Каким цветом стала вода? Что она напоминает? (Молоко)
ВЫВОД: Крахмал окрашивает холодную воду в белый цвет. Легко размешивается в холодной воде, не собирается в комочки.
IV- Ну, что, получился у нас кисель? (Нет! ...Кисель густой, а у нас просто мутная белая вода)
- Почему у нас не получился кисель, может что- то надо изменить?
Опыт№ 3 «Крахмал + горячая вода = клейстер»
Дети, которые видели, как варят кисель, могут сами подсказать, что нужна горячая вода. Преподаватель добавляет горячую воду к смеси крахмала и небольшого количества холодной воды, интенсивно размешивая смесь. (Вода кипятится в чайнике заранее, к этому моменту должна оставаться достаточно горячей.)
- Посмотрите, как изменилась наша «мутная водичка». Что с ней произошло?
(Она стала густая)
- Она стала прозрачной? (Нет …Немножко прозрачная и немножко мутная… Не как вода)
- А на крахмал похоже? (Нет, совсем непохоже. Крахмал твердый, белый. То, что получилось, не твердое и не жидкое. И небелое, а какое-то другое… мутное.)
ВЫВОД: Если крахмал залить горячей водой и быстро перемешать, то получится клейкая масса. Это свойство крахмала используют, как загуститель (клейстер.)
V. – У вас на столах бутылочки с соком, с помощью трубочки попробуйте сделать глоток , назовите из каких ягод и фруктов ваш сок.
Опыт№ 4 «Заваривание киселя».
Я предлагаю вам добавить в клейстер сок и бутылочки.
- Что произошло с крахмалом? (он поменял цвет, он окрасился).
- Получился у нас кисел? (да)
Понюхайте кисель
- Что вы заметили? (Есть запах сока, который добавили)
ВЫВОД: кисель приобрёл цвет и запах сока.
- Хочу обратить внимание, что и вкус киселя изменился. Пробовать в нашей лаборатории не будем, а вы дома можете попробовать провести этот эксперимент.
- Нашим киселем мы угостим наших гостей.
4 стаканчика ставим на стол к обезьянке и мишке
VI – Помните, что любит есть обезьянка? ( продукты с крахмалом)
– Чтобы накормить наш обезьянку: надо поискать крахмал в других продуктах. А поможет нам….
Он стоит на полке в склянке,
Лечит ссадины и ранки.
Только очень сильно жжёт!
Догадались? – Это…..
Опыт№ 5 «Поиск крахмалосодержащих продуктов ».
Взяли пипетки и капнули на картофель.
- Что изменилось? (Цвет стал синим)
- Как вы думаете, что это могло означать? (есть крахмал)
- Давайте проверим, в каких продуктах есть крахмал. Результат вносим в лист наблюдений.
- Давайте посмотрим в ваши листы наблюдений. В каких продуктах содержится крахмал и чем можно накормить нашего гостья.
ВЫВОД: крахмал есть в картофеле, бананах, рисе, хлебе, овсянке, крахмал; нет – огурец, яблокр, капуста, лук
VII. – За каким веществом мы сегодня наблюдали в нашей исследовательской лаборатории. ( вещество крахмал)
- Что вы о нем узнали? ( белого цвета, хрустит, сыпучий, растворяется в воде, используют для приготовления киселя, клейстера)
- Где прячется крахмал? ( в растительных продуктах)
- С помощью какого вещества можно обнаружить крахмал? (йод)
- Ваша задача узнать: где и с какой целью применяется крахмал.
- Молодцы, ребята! Наша исследовательская работа закончена. Спасибо за работу, сегодня вы были настоящими учеными.