Путешествие в мир плодов и семян

 

«Путешествие в мир плодов и семян» (1 М класс)

 

Ход урока

I. Организационный момент 

    -Ребята! Сегодня на уроке я предлагаю вам отправиться в удивительный мир плодов и семян. Мы  посетим город, в котором живут сухие и сочные плоды, узнаем «секрет» семян. В наше путешествие мы отправимся на поезде.

                           ( на доске паровоз и четыре вагона)

вагон №1 – «Сочные ягодки";

вагон №2 – «Короли-семена»;

вагон №3 – «Крепкие орешки»;

 вагон №4 – «Витаминчики»

   Оставшиеся места в вагонах занимают родители., они будут проводниками. Проводник - это очень строгий человек, любящий порядок. Я буду начальник поезда.

 

II.  Наша первая станция «Узнавай-ка»

 - Наш поезд необычный, он математический, так как мы с вами учимся в математическом лицее. Внимательно посмотрите и скажите: из каких геометрических фигур он состоит?

         - На какие группы можно разбить эти фигуры?  (по форме, по цвету, по размеру)

         - В дорогу я взяла с собой корзинку с едой. Я предлагаю вам угадать, что у меня на столе в корзине.(Муляжи фруктов в корзинке) Фрукты  разные по форме и по цвету, по размеру.

        - Какую форму напоминает яблоко и апельсин? ( шара)

        - Какую форму напоминет  банан ? (цилиндр)

Я предлагаю вам угадать, что у меня на столе в корзине:

Яблоки, лимоны, тыква, картошка, томат. (Муляжи фруктов и овощей.)

Как же одним словом назвать все это. (Фрукты и овощи.)

Их еще называют плоды. Но они не настоящие – это муляжи.

Как появляются наши плоды? 

Мы едим, едим плоды, а почему их не становится меньше

         - На перроне отъезжающие, которые очень хотят сесть в наш поезд. (каждая   группа  получают одинаковые наборы карточек с изображением плодов). В один вагон они все не поместятся и нам необходимо распределить их по вагонам. В одном вагоне поедут друзья «грецкого ореха», а во втором вагоне друзья  «абрикоса»

                 Общее же имя всех карточек – «плоды растений».

                        Обсуждение полученных решений.

Группа выходит к доске и рассказывает,  какие группы плодов получились.

- Все пассажиры заняли свои места и наш поезд теперь может отправляться в путешествие.

- Чем вы любите заниматься, когда едете в вагоне поезда?

 Одно из любимых занятий во время езды, смотреть в окно на мелькающие дома, поля, сады, реки.

- Обратите внимание, что из окна нашего поезда можно увидеть на наш «классный огород», сколько замечательных растений вы сами смогли вырастить из маленьких семечек. Сколько  трудов, заботы вы вложили в каждое растение.

( 2 человека выступают с рассказом о выращивании своего растения)

- А еще во время путешествия можно почитать книгу, полистать журнал. У меня в руках лэпбук, который посвящен плодам и семенам. Здесь собраны  ваши фото с растениями, загадки, пазлы, игры, образцы семян, папка с этапами роста растений. С таким лэпбуком в дороге точно скучать не придется. ( продемонстрировать лэпбук )

 

III. Наша вторая станция – город Сухих и Сочных плодов.

- Ребята! Незаметно мы подъехали к городу Сухих и Сочных плодов.

Наших пассажиров надо расселить одних на улицу, где живут сухие плоды, других – на улицу, где живут сочные плоды.

(дети «по цепочке»  распределяют  карточки с изображением плодов у доски)

Беседа по вопросам:

- Плоды бывают сухие и сочные.

- Почему арбуз, помидор, огурец вы отнесли к сочным? (вы правы, эти плоды вы едите с удовольствием, в них много сока, который содержит витамины)

- Почему грох, пшеницу, орех вы отнесли к сухим?

- Какие плоды лучше : сочные или сухие? ( в сочных плодах много сока, питат.веществ, к сожалению, они быстро портятся , асухие плоды дольше хранятся)

    - Давайте сделаем остановку и немного отдохнем: (физминутка)

Я называю плод, если он относится к группе сочных плодов вы хлопаете в ладоши, а если к группе сухих плодов – топаете.

      Подсолнечник, вишня, пшеница, гречиха, тыква, абрикос, фасоль, горох, груша, рис, рожь, малина, кукуруза

          IV. «Площадь Научная»

- Ребята,  мы с вами оказались на главной площади города с названием Научная площадь. Мы теперь все исследователи, которым надо рассмотреть и изучить наши плоды и сделать научные выводы.

- У вас на столах лежат плоды ( яблоко и слива, плод подсолнечника ,орех)

- Давайте рассмотрим яблоко. Это плод.

- Из чего образуются плоды? (из цветов). Находим на яблоке место, где раньше был цветок, внизу яблока. Наш плод крепился к веточке черешком. Он находится вверху яблока.
- Что находится внутри каждого плода? (семена)

Чтобы увидеть семена, что надо сделать? (разрезать, вскрыть оболочку) , чтобы были видны семена

- Кто же нам поможет разрезать плод? (проводники в вагонах)

Разрезаем яблоко и сливу по горизонтали.

  - Что мы видим в внутри яблока: семена. Много или мало? (Много)  Возьмем плод подсолнечника, ореха  вскроем. Сколько семян? (Одно семя) Значит, у плодов бывает одно семя и много семян. - Для чего растению семена? (чтобы посадить в почву, чтобы появлялись плоды)

- Что бы произошло на земле, если бы семян у растений не стало?

 У вас в конвертах лежат картинки плодов. Вам необходимо расселить и зарегистрировать жителей нашего города в исследовательском журнале.

 

 

 

 

Плоды

 

 

 

Сочные

 

 

 

Многосеменные

 

 

Односеменные

 

 

 

 

 

 

 

 

- Почему вы так распределили плоды? Какой был существенный признак при распределении на группы?

После проведенной работы совместно уточняем степень совпадения результатов по группам. Для этого уточняем – «В какой группе оказался вот этот плод?», «В какой группе оказался вот этот плод».

 

Задание от учителя:

  • Что нового  узнали ?
  • Чему научились сегодня?
  • Что было самым интересным на уроке. На ваш взгляд?

 

-  О плодах и семенах народ говорил, как о самом сокровенном, слагал пословицы, поговорки, сказки. Плоды путешествуют по сказкам.

Какие сказки связаны с растениями и их плодами? К каким типам относятся плоды упомянутых растений?

  • Плод боб – “Принцесса на горошине” Андерсен; “Боб, соломина и уголек” братья Гримм; “Петушок и бобовое зернышко” русская народная сказка.
  • Плод зерновка – русская народная сказка “Мужик и медведь” (рожь); “Конек-горбунок” П. Ершов (пшеница).
  • Плод тыквина – “Золушка” Ш.Перро (тыква); “Приключение Чиполлино” Дж. Родари (тыква).
  • Плод ягода – “Приключение Чиполлино” Дж. Родари (вишенка)

Наше путешествие приближается к концу. Нам пора возвращаться. И закончить наш урок я предлагаю стихотворением:

 Это — с носиком пушинки,

 Это — горсточка зерна.

 Тут — горошек, там — крупинки.

 Что же это?

 - Семена.

 

 

 

 

 - А зачем мы их набрали?

 Не красивы, не вкусны…

 Только место занимают!

 - Подождём-ка до весны…

 *

 Вот из этой вот пушинки

 Тёплой раннею весной

 Вырастает одуванчик -

 Мягкий шарик золотой.

 ***********************************

 Из смешных сухих крючочков -

 Рыженькие ноготки.

 Из крупинок круглых — маки,

 А из зёрен — колоски.

 *

 Кто-то раньше, кто-то позже -

 Каждый точно прорастёт.

 В землю, вниз протянет корень,

 Листья — к солнцу, вверх, вперёд!

 ***************************************

 Видишь жёлудь? Будет дубом!

 Шарик — липа. Носик — клён.

 В крошке-семечке подсолнух

 Высоченный заключён.

 *

 Так задумано в природе:

 Где бутоны — там весна.

 Лето все в цветах приходит,

 Осень — копит семена.

 ***************************************

 А зимой природа дремлет,

 И когда весна придет,

 Семена ложатся в землю.

 Пустят корни и — вперёд.

 Проратут, цветы раскроют…

 Запахов земля полна!

 А внутри цветов душистых

 Подрастают семена.

 *

 Много семечек-детишек!

 Все рассеются вокруг!

 Урожайной осень вышла,

 Закрутился новый круг.

 ****************************************

 Что, пушинки и крупинки

 И крючки тебе смешны?

 - В них растенья-невидимки.

 Не будите до весны!

 

Часть 2. Научные загадки плодов и не только

 

Занятие предполагает практическую работу.

Для работы потребуются:

растительные объекты (морковь, клубень картофеля, яблоко, груша, огурец);

небольшой кочан капусты;

тарелки  на каждую группу;

нож для разрезания плодов (находится у учителя);

           – лупы (желательно – у каждого школьника).

Практическая работа.

 А сейчас на примере плода томата, яблока посмотрим, есть ли в томате семена.

(Разрезаем) Что мы видим: семена. Много или мало? (Много) 

Возьмем плод подсолнечника,желудя  вскроем. Сколько семян? (Одно семя)

Значит, у плодов бывает одно семя и много семян.  

Для чего нужны семена растениям?  (С помощью семян размножаются растения.) 

Что бы произошло на земле, если бы семян у растений не стало?

Поэтому, прежде чем сорвать цветок, знайте, что вы лишайте его будущего плода

Практическая работа.

 А сейчас на примере плода томата, яблока посмотрим, есть ли в томате семена.

(Разрезаем) Что мы видим: семена. Много или мало? (Много) 

Возьмем плод подсолнечника,желудя  вскроем. Сколько семян? (Одно семя)

Значит, у плодов бывает одно семя и много семян.  

Для чего нужны семена растениям?  (С помощью семян размножаются растения.) 

Что бы произошло на земле, если бы семян у растений не стало?

Поэтому, прежде чем сорвать цветок, знайте, что вы лишайте его будущего плода

 

 

V. Станция «Практическая»

 

Впрочем, разрезав поперек кочан капусты можно предложить им попробовать ответить на вопрос «на что он похож»? Быть может, кто-то из детей увидит в срезе кочана стебель с листьями…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шаг 2.

В группы выдаем в различные объекты: морковь, картофель, яблоко, груша, огурец. На отдельном «общем» столе – кочан капусты. Педагог сам разрезает на части (поперек и по вдоль) объекты, предлагает их рассмотреть, сравнить друг с другом и объединить в две разные группы (наличие и отсутствие семян). 

Примечание

Яблоки нужно разрезать посередине, чтобы при разрезе поперек (по экватору) были видны семенная коробочка в форме «звезды

Шаг 3.

В ходе работы необходимо зарисовать в рабочие тетради продольные и поперечные срезы отдельных растительных объектов. Количество рисунков вы определяете сами, в зависимости от темпа работы детей вашего класса.

 

Шаг 4.

После проведения практической работы предложим школьникам сформулировать определения того, что такое «плод», записать их и потом сравнить эти определения с определениями из словарей (см. файл «Определения», папка «раздаточные материалы»)

Параллельно с этой работой, уточним в общей беседе – что же такое – «существенный признак»? (презентация, слайд 11).

Что же такое плод? Плод – важный орган цветочного растения, обеспечивающий развитие, созревание, защиту и распространение семян. 

 

Мы очень рассчитываем, что у детей возникнут вопросы «А что такое – «морковь» (корнеплод), «клубень картофеля» (корнеплод), «кочан капусты»?»

Давайте поможем решить спор двум товарищам, один из которых утверждает что кочан капусты это плод, а другой с ним не согласен. Как Вы думаете, кто из них прав? (кочан капусты это не плод, т. к. нет цветка. Кочан – это почка).

 

 

VI. Станция «Королевство сказочных плодов»

 

 

Шаг 5.

У.: Арбуз и сундук с иглой из сказки про Кощея Бессмертного. В чем сходство и чем разница? Обсудите этот вопрос в группах и в классе (презентация, слайд 12).

 

Шаг 6.

Подведение итогов работы.